В индивидуальной работе педагога-психолога использую дидактические игры по тематической недели «Весна».
Игры направлены для закрепления знаний о времени года весне, дети вспоминают весенние признаками, закрепляют знание в цифрах и их расположении при составлении картины.
Кинетический песок в коррекционно – развивающей деятельности.
Современные методы практической психологии предлагают обширный арсенал методов и техник, один из таких методов - это песочная терапия. В последнее время метод очень хорошо зарекомендовал себя и стал активно распространяться среди практикующих специалистов и психологов.
Кинетический песок - это уникальный материал для детского творчества. По-другому его ещё называют «живой песок», он идеально подходит для работы с детьми. Психологи считают, что песочная терапия - это нетрадиционный метод коррекционно – развивающей работы.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в коррекционно-развивающих и обучающих занятиях.
Инновационная образовательная технология «Тико — моделирование» в работе психолога с детьми На занятии дети познакомились с конструктором, поучились его собирать, называли геометрические фигуры и их цвет.
Одно из направлений работы педагога-психолога - это развитие мелкой моторики у детей.
Многие специалисты и педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
На индивидуальном занятии дети средней группы выполнили коллективную работу «Зимняя сказка».
Педагог-психолог МКДОУ д/с № 13
Летяга Е.М.
Игры с камнями Марблс приобретают всю большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений. Несмотря на свою простоту и доступность они вызывают большой интерес у детей. С их помощью можно решить следующие задачи:
- Формировать правильный захват шарика кистью руки;
- Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
- Развивать в ориентировку на плоскости;
- Работать над дифференциацией цветов;
- Упражнять в счете;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать фразовую речь;
- Развивать внимание, память и мышление;
- Профилактика дисграфии;
- Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Применение камешков Марблс – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей. Красота камушков завораживает, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей.
Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ
В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья . У большинства современных детей, а особенно с ОВЗ, отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, тормозит речевое развитие и мыслительные процессы.
В результате, у таких детей проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов – все эти трудности, возможно преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции.
Одним из эффективных средств коррекции являются нейродинамические упражнения, которые являются наиболее результативными и помогают достичь успехов в преодолении трудностей детей с ОВЗ.
Педагог-психолог МКДОУ д/с № 13
Летяга Е.М.
Советы педагога-психолога родителям детей с ОВЗ
Как известно, родитель рождается вместе с ребенком. Как ребенок учится всему в этом мире, так и родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то и родителю следует получить особые знания.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья во многом не похож на детей с нормальным развитием, не похож на нас с вами. Надо научиться понимать такого ребенка, по капле накапливая опыт общения. Надо быть чувствительным к его нуждам, к тем почти незаметным сигналам, которые он подает, пытаясь достучаться до нашего сознания. Учитесь слушать и слышать, слышать и понимать, понимать и действовать. Игры, поступки, поведение детей с ограниченными возможностями, конечно, имеют свои особенности. Но нельзя забывать, что ребенок — это всегда ребенок.
Каждый ребенок имеет повышенный интерес к определенной деятельности. Нужно определить эти участки и сконцентрировать свое внимание на занятиях, которые захватывают ребенка. Именно через это увлечение, через это любопытство, через этот повышенный интерес следует строить игровую деятельность и, в конце концов, реализовывать реабилитационную программу.
Идите от интереса ребенка через его возможности — к решению его проблем.
Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ
· Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
· Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.
· Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
·Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
·Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.
·Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать Вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит Вас.
·Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.
Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с РАС:
· Самое важное - не маскировать диагноз
· За якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
· Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
· Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
· Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без Вашей поддержки ребенку будет сложно.
Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями.
· Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
·Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
· Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
· Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
·Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
·Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
·Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
· Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни какие гаджеты не заменят Вас.
· Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
·Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
· Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
· Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
· Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
· Не изводите себя упреками. В том, что у Вас особый ребенок, Вы не виноваты!
·Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознагражден!
Педагог-психологМКДОУ д/с № 13
Летяга Е.М.