Графомоторные навыки дошкольников, как важный элемент развития речи детей.
Графомоторные навыки — это один из основных навыков, необходимых ребенку для начала школьного обучения. Данный навык развивается в дошкольном детстве, в процессе рисования, раскрашивания. В его основе лежат психическое и физическое развитие ребенка. Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет ребенку рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать инструмент письма.
Графомоторика нужна для:
-Понимания и регулировки силы нажима на ручку или карандаш.
-Осознания темпа и ритма письма.
-Развития плавности движений руками и пальцами.
-Тренировки зрительного восприятия и памяти.
Период развития графомоторных навыков начинается в раннем детстве, и от того, насколько раньше он начнется и насколько интенсивно будет протекать, зависит то, как сложится обучение ребенка в школе.
Графомоторные навыки – способность и умение ребенка задавать определенное положение кисти и пальцам рук, чтобы писать, рисовать, раскрашивать, штриховать, лепить, резать ножницами и т.д.
Они включают в себя несколько моментов:
- развитие мелкой мускулатуры пальцев;
- зрительный анализ и синтез;
- рисование.
Как показывает практика у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.
У большинства детей с речевыми нарушениями, при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. В дошкольном возрасте важна именно подготовка руки, а не обучение письму. Я не буду рассказывать прописные истины про развитие графомоторных навыков, я покажу, с чем я работаю, чтобы привлечь и заинтересовать детей на занятии.
В настоящее время наблюдается увеличение проблем с формированием графомоторных навыков у дошкольников, что отрицательно сказывается на их успеваемости в школе. Большинство детей в этом возрасте сталкиваются с трудностями в овладении этим навыком. Причинами могут быть различные речевые нарушения и моторная недостаточность. Графомоторные навыки включают в себя умение держать карандаш, правильно направлять движения руки и пальцев, а также умение писать буквы и цифры. Они являются важным этапом в развитии ребенка и предшествуют учебе грамоте. Речевые нарушения могут затруднить формирование графомоторных навыков, так как между речью и письмом существует тесная связь. Например, дети с нарушениями фонематического слуха могут испытывать трудности в распознавании звуков, что затрудняет написание букв и слов. Моторная недостаточность также может препятствовать развитию графомоторных навыков. Некоторые дети могут иметь проблемы с координацией движений, что затрудняет написание букв и цифр. Для решения проблемы формирования графомоторных навыков у дошкольников необходимо обращаться к специалистам. Родители могут обратиться к логопеду или эрготерапевту, которые помогут ребенку преодолеть трудности в овладении этими навыками. Также важно обеспечить ребенку достаточно времени для игр и занятий, которые способствуют развитию мелкой моторики. По мнению Гурьянов Е. В. «Графомоторный навык — это автоматизированные положения и движения ведущей руки, позволяющие успешно совершать ряд таких действий, как рисование, письмо, раскрашивание, штриховка и т. д». [3, с. 11]. Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы М. М. Безруких, А. Д. Ботвинникова, Е. В. Гурьянова и др. Непосредственно проблемами развития графомоторного навыка детей с нарушениями речи занимались Т. Б. Филичева, Г. Ф. Чиркина, Т. А. Фотекова, И. Н. Вихрова, О. Б. Иншакова, О. И. Крупенчук, С. Н. Лысюк и др. [4, 6]. В последние годы увеличивается число детей, страдающих ОНР, и остро встает проблема формирования графомоторных навыков. «Общее недоразвитие речи (ОНР) — это состояние, когда звуковая и смысловая стороны речи не сформированы полностью или не развиты должным образом», — утверждала Белякова Л. И. [2, с. 47]. Дети с нарушениями развития испытывают трудности в изобразительной деятельности, поэтому важно учить их правильно держать карандаш, пользоваться ножницами и регулировать силу нажима при рисовании. Педагоги знают, какие трудности могут возникнуть у этих детей при выполнении действий, требующих точности и синхронности движений, таких как брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. [1]. Графомоторные навыки детей с нарушениями развития отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У этих детей наблюдается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчета размеров, а также построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для того чтобы успешно овладеть письмом, детям необходим достаточный уровень развития двигательной сферы, включая моторный компонент, который является базовым для графических навыков. Дошкольники с нарушениями развития III уровня еще не могут проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур или начертании печатных букв, и тратят много времени на копирование образца. Поэтому важно своевременно выявлять особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с нарушениями развития, чтобы правильно построить обучение, которое поможет сгладить дефект. Если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности еще в дошкольном возрасте, это может привести к трудностям в освоении навыков письма в школе, таким как небрежный и неразборчивый почерк, быстрая утомляемость руки и слабая фиксация рабочей строки. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, а также развивать навыки ручной умелости в дошкольном возрасте [6]. Кроме того, существует множество методик и упражнений, которые помогают развивать графомоторные навыки у детей с нарушениями развития. Например, можно использовать упражнения на тренировку руки, такие как массажные шарики, гимнастику для пальцев, упражнения на силу нажима и т. д. Также полезно использовать игры и различные материалы для рисования, лепки и вырезания, которые помогут развить мелкую моторику и координацию движений. Важно помнить, что каждый ребенок с нарушениями развития уникален, и необходимо индивидуальное подход к развитию его графомоторных навыков. Своевременное выявление и коррекция этих нарушений помогут детям успешно овладеть навыками письма и улучшить их жизненные перспективы. В ходе написания работы на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад№ 28 «Аленький цветочек» города Минусинска было организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня — экспериментальная группа и 10 детей с нормой развития — контрольная группа. Нами использовались авторские методики такие как: тест Керна-Йерасика, методику «Дорожки» (по Л. А. Венгеру) и методику “Стежки” (по В. Мытацину). Таким образом, уже после организации первой методики мы можем утверждать, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня отмечается низкий уровень сформированности моторных навыков, моторная неловкость, наличие синкинезий, что говорит о нарушениях на всех уровнях моторного развития. Фактор развития ручной моторики является важнейшим фактором развития графомоторных навыков, которые в свою очередь определяют готовность к школе. Графомоторные навыки отстают в развитии в целом в той же степени, что и навыки ручной моторики. Дети затрудняются с прорисовыванием элементарных геометрических фигур, циклятся на «любимых» фигурах. Общей характеристикой является неумение и нежелание подражать взрослому. Коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи происходит по следующим направлениям: Формирование зрительного гнозиса. Средствами таких заданий как: «Зашумованные картинки» «Угадай вид транспорта» «Найди путь» «Чей транспорт?» «Подбери овощ или фрукт соответствующей фигуре» «Назови форму предмета» «Определи самый большой овощ» «Назови фрукты» «Украсим ёлочку» «У кого какое платье?» «Собери цветик — семицветик» Формирование оптико-пространственной ориентации. Можно использовать такие задания как:
1) Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей
2) Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться и сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед может дать ответ и повторить еще несколько раз. Затем дети должны поднять правую руку и назвать ее.
3) Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, логопед называет ее сам, а дети повторяют. 4) Поднять то правую руку, то левую, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу правой, левой рукой и т. д. Формирование кинестетического, динамического, конструктивного праксиса. Примеры заданий: – кинестетический праксис: «Солнышко» «Наши пальчики — волшебники» «Волшебный мешочек» «Угадай предмет» Игра «Нужно — не нужно» «Ну-ка угадай!» – динамический праксис: — упражнения для развития динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений; – упражнения для развития кинестетической основы движений руки и др. Формирование графомоторных навыков. Например, такие задания как: «Помоги Колобку добежать до леса» «Обведи контур» «Обведи кружки и заштрихуй их» «Пройди по дорожкам, не выходя за край и не отрывая карандаш» «Обведи фигуры и заштрихуй их, не выходя за контуры» «Проведи по линии, не отрывая рук» и др. [5].
Литература:
Архипова, Е. Ф. ОНР у детей / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ Астрель, 2017. — IIIIII1с.
Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия: учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. М., 2019. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма: Акад. пед. наук РСФСР, 1960.
Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5–7 лет: пособие для логопеда: в 2 ч.М., 2015 Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ОНР: учеб. пособие / Л. В. Лопатина. СПб., 2015.
Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: пособие: в 2 ч. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 2-е изд., испр. М., 2015.
Жуковская, К. М. Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / К. М. Жуковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 534-536. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103744/ (дата обращения: 09.06.2024).
Значение тактильных игр в развитии детей – дошкольников.
Тактильные игры – это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Область мозга, отвечающая за мелкую моторику, находится по соседству с речевым центром, поэтому занятия на мелкую моторику способствуют развитию речи. Помимо стимуляции речевого развития, тактильные игры учат детей чувствовать свои пальцы и кисть, управлять ими, а также успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка.
Положительный эффект развития тактильной системы ребенка заключается в улучшении
концентрации внимания, сосредоточенности, логического мышления.
В тактильных играх необходимо привлекать внимание ребёнка к его ощущениям, их разнице с помощью сенсорных стимулов.
Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Эффективно использование пальчиковых гимнастик с элементами массажа, что способствует повышению тактильной чувствительности.
В настоящее время ни для кого не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира.
«Послушный карандаш»
В развитии детей дошкольного возраста большую роль играет развитие графомоторных навыков. Согласованные движения руки и пальцев - необходимые умения для дальнейшего обучения.
С целью формирования у детей точных, уверенных движений ведущей руки, глазомера, ориентации на листе бумаги и в пространстве в старшей группе «А» реализуется программа дополнительного образования «Послушный карандаш». Развитие графомоторных навыков требует постоянной практики и индивидуального подхода к каждому ребенку, поэтому дети на занятиях выполняют задания по образцу, работают с трафаретами, с различными обводилками, штриховками и т.д. Кроме того, развитие графомоторных навыков улучшают память, координацию движений, что важно для любого человека. Если к школьному обучению мелкая моторика пальцев рук развита правильно, то дети успешно справляются с написанием букв и цифр, быстро запоминают и выполняют инструкцию учителя.
Н.Д.Конюхова
Кинезиология — это развитие межполушарных связей с помощью движений. Чем гармоничнее эти связи, тем лучше развивается ребенок в интеллектуальном и физическом плане.
Дети, которые систематически выполняют движения, лучше концентрируются, становятся более сообразительными, энергичными, у них улучшаются речевые и двигательные навыки, они начинают контролировать негативное поведение, раздражительность, возбудимость и низкую произвольность.
При работе с детьми с трудностями в обучении и поведении я использую различные упражнения, направленные на формирование и улучшение межполушарного взаимодействия.
Такие занятия позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, сделать его более стрессоустойчивым и общительным, повысить уровень развития слуховой и зрительной памяти, восприятия, концентрации и переключаемости внимания, формируются и развиваются графические навыки, все компоненты речи.
Для чего нужны нам сказки?
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить...
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка, это духовные богатства культуры. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильный интерес ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Сказки в воспитании дошкольников
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок.
Альберт Эйнштейн
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, формируют у ребенка основы общения и поведения.
Я считаю, что сказки – незаменимы в жизни ребенка, особенно в дошкольном детстве, поэтому на своих занятиях я стала активно использовать русские народные сказки на индивидуальных занятиях.
Тьютор общего сопровождения
Наталья Конюхова
«Песочная терапия в практике работы тьютора с детьми с ОВЗ»
«Если бы меня попросили назвать
универсальную всевозрастную игровую среду,
то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: Песок!»
Мариелла Зейц
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей, но это не простое времяпрепровождение - это много новых эмоций и развивающих игр. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – дошкольников имеет, на мой взгляд, большое значение: развивает мелкую моторику, воображение, координацию, улучшает память ребенка.
В работе с детьми я активно использую песок, как важный элемент занятия и заметила, что в процессе использования познавательных игр с песком, дети лучше запоминают необходимую информацию, потому что у них есть возможность не только посмотреть или послушать что-то новое, но и поучаствовать в процессе самим.
Тьютор общего сопровождения
Конюхова Н.Д