Официальный сайт

МКДОУ д/с № 13 г.Тавда

Учитель-логопед

 

 

«Взаимосвязь родителей и логопеда по автоматизации звуков»

   Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в самостоятельной речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. На этапе автоматизации звуков необходимо сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но также способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребенок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.

   Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести поставленный звук. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания, многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

   Здесь перед Вами, – родителями, – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение. Скорость введения звуков в речи у всех детей индивидуальна, некоторым детям достаточно всего нескольких занятий - и звук автоматизирован в самостоятельной речи, а у других этот процесс затягивается на долгое время - зависит это, прежде всего от индивидуальных особенностей ребёнка:

1) От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т. е. нервные клетки, которые обеспечивают движения данной мышцы, еще не достаточно созрели, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет. Сюда же относится слабость мышц артикуляционного аппарата в целом. Особенности строения органов артикуляционного аппарата, например, укороченная подъязычная уздечка– пока звук полностью не автоматизируется в речи ребенка необходимо продолжать артикуляционную гимнастику.

2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.

3) От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности - т. е. самоконтроля и сознательного управления своими действиями.

Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации. На что обратить внимание при выполнении домашнего задания:

1. Артикуляционную и дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком. Задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим; все задания выполняются до конца; занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

2. Звукопроизношение. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.

 3. Мелкая моторика. Графомоторные навыки. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово показательную, главное, чтобы ребенок с желанием тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

    


 

  «Речевое дыхание - основа для звукопроизношения и речи»

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов,

принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К

органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный

нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи).

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха,

которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем

газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания

на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый

процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество

выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается

неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или

добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и

удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию

правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике

болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит,

риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости

часто являются причиной  нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры,

улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию

аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

На  занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

- выполнять упражнения каждый день по 3 - 6 мин, в зависимости от возраста детей;

- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой

форточке;

- заниматься до еды;

- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

- дозировать количество и темп проведения упражнений;

- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;

- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота,

груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек.

Игровые упражнения для развития физиологического

и речевого дыхания:

"Аист" - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести

вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на

выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш" (6-7 раз).

"Маятник" - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек),

наклониться вперед - выдох, возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить

3 - 4 раза.

"Охота" - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин,

духи, варенье и т.д.)

"Шарик" - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре

глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 - 5 медленно выдохнуть.

"Каша" - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово "пых". Повторить не менее

6 раз.

"Ворона" - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно

опустить руки - выдох. Произнести: кар-р-р!

"Покатай карандаш" - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу

круглый карандаш.

"Греем руки" - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через

рот, как бы согревая руки.

"Пилка дров" - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать

распиливание дров; руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

"Дровосек" - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком

и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе

опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам "прорубить" пространство между

ногами. Произнести "ух". Повторить 6 - 8 раз.

"Сбор урожая" - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки - вдох

(пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3 -

4 раза.

"Комарик" - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс.

Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит

комарик - "з-з-з"; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот

в другую сторону.

"Сыграем на гармошке" - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе.

Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону - медленно выдохнуть, растянув

правый бок. Исходное положение - вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону -

медленно выдохнуть. Повторить 3 - 4 раза.

"Трубач" - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача,

нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося "ту-ту-ту" (10 -

15 сек).

"Жук" - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад - вдох. Выдыхая,

показать, как долго жужжит большой жук - "ж-ж-ж", одновременно опуская руки

вниз.

"Шину прокололи" - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит

воздух через прокол в шине - "ш-ш-ш".

   Правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления: стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, позволяет управлять собой,  расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения.

   Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Он помогает улучшить процесс дыхания, очистить дыхательные органы и обеспечить возможность правильного вдоха. Кроме того, при плавном, спокойном, удлиненном выдохе расширяются и хорошо наполняются кровью сосуды.

Занимайтесь  дыхательной гимнастикой вместе с детьми.

Развивайте физиологическое и  речевое дыхание вашего ребенка!

       


 

  Развитие речевых навыков у неговорящих детей.

  К сожалению, наблюдается такая тенденция - многие дети не начинают говорить в положенное время. Это нарушение влечет задержку общего, интеллектуального и эмоционального развития. Проблемы с речью у детей зачастую возникают из-за особенностей развития или сопутствующих заболеваний. Для этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. В нашем ДОУ, с такими детьми проводится коррекционная работа.

Вызывание речи у неговорящих детей является достаточно сложной логопедической проблемой. Цель логопедической работы с неговорящими детьми: формирование активной речи.

Коррекционно - логопедическая деятельность с неговорящими детьми реализуется в следующих направлениях:

Развитие неречевых психических функций:

- Развитие слухового восприятия, памяти, внимания, Мы учимся различать звуки, определять и воспроизводить последовательность их звучания и местоположение музыкального инструмента в пространстве работаем над воспроизведением ритма. (хлопаем, стучим по столу (на бубне, барабане) несложный ритм.

- Развиваем зрительную память и внимание. С помощью игр «Прятки», «Где спрятался…?» формируется умение удерживать в памяти ряд предметных образов (игрушки, предметы, картинки).

- Развиваем у ребенка умение ориентироваться в схеме тела, сначала по подражанию, а затем по речевой инструкции, учим располагать картинки в пространстве, складывать разрезные картинки, складываем из палочек и кубиков.

- Развиваем  у детей умение подражать действиям с предметами, движениям рук, ног, головы, что является основой для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

- Развиваем общую и мелкую моторику. Используем в своей работе физминутки, речевые игры с движением, логоритмические игры, игры – шнуровки, пальчиковые игры с нестандартным материалом (шишками, платочками, прищепками и др.), мозаики, игры с песком, кинезиологические упражнения и нейро – игры.

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Мы подготавливаем речевой аппарат к правильному звукопроизношению.

Основой звучащей речи является правильное дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи. Учим детей плавному длительному выдоху. Используем разнообразные игры и пособия («загони мяч в ворота», «воздушный лабиринт», «живые картинки» и др.), которые позволяют осуществить зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот.

Работу с речевым сопровождением провожу при произнесении на длительном плавном выдохе речевого материала различного по сложности и доступного для ребенка (пение гласных, произнесение сочетаний двух – трех гласных).

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Для проведения артикуляционной гимнастики, используем игровые приемы. Мы играем с игрушками, которые соответствуют названию упражнения, рассказываем артикуляционные сказки

Работа по развитию слоговой структуры слова у неговорящих детей предполагает формирование ритмических навыков, общей координации движений, развитие динамической координации рук.

Используем визуально ритмические ряды. На ритмической парковке чередуем различные предметы, от простого ритма к сложному, подключаем проговаривание звуков, слогов доступных ребенку, и/или движения рук (пальчик – кулачек, ладошка – ребро)

Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова у детей со сформированными начальными произносительными навыками является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок. Применяем произнесение слов и слогов с использованием двигательных опор: произнесение слов по слогам с одновременным нанизыванием бусин на верёвочку, проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием дорожек (используются различные материалы: мозаика, камешки, макароны, счётные палочки и др.)

Становление лексико – грамматического строя речи у детей происходит благодаря подражанию речи взрослого в процессе постоянного общения, как в организованной, так и в свободной деятельности. Формирование лексического строя происходит на каждом занятии.

Работа над пассивным словарем предполагает на начальных этапах работы ведется над пониманием элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами. Особое внимание уделяется накоплению предметного словаря на темы наиболее важные и близкие ребёнку этого возраста. Ребенок должен запомнить названия предметов, которые его окружают. Важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса. Глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам или близкие ему люди (спит, ест, идет, сидит, стоит, бежит, прыгает и т. д.). Чтобы ребенок понимал эти действия мы обыгрываем их с помощью игрушек. И после освоения в игре переходим к сюжетным картинкам. Сначала учим детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик стоит, сидит, ест, пьет и т. д.

Работа над активным словарем начинается с вызывания звукоподражаний, междометий, звуков раннего онтогенеза с помощью игровых ситуаций (бросаем с ребенком камешки в ведро «Ба», кормим животных «Ам», катаем на машине лялю «Би-би» и др.) Подражаем крикам животных («мяу», «ав-ав»), музыкальным игрушкам («ля-ля-ля», «ду-ду»), различным шумам («бах», «топ-топ», «кап-кап»), выражение своего состояния («ай», «бо-бо»).

Вначале это более легкие слова по своей слоговой структуре: аморфные слова, затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, потом односложные слова. Постепенно слоговая структура слов усложняется.

Как только у ребенка появляется даже самый незначительный словарный запас мы начинаем работу над фразой. Вначале это простое двусоставное предложение (Вот киса. Это мама.), затем построение простой фразы «предмет и его действие».

Коррекционно– логопедическая работа с неговорящими детьми — это долгий и трудоемкий процесс, который требует терпения от педагога и родителей. У наших «неговоряшек» уже есть достижения: появились осознанные слова, сформировалась фразовая речь, обогатился пассивный словарь, появился познавательный интерес и мотивация к речевой деятельности.

«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и – ребенок усвоит их налету». К. Д. Ушинский.

  

 


Зима, время года волшебное, сказочное и познавательное. Эта тема, дает возможность пополнить словарный запас, развивать диалогическую речь, память, мышление. В нашем саду на эту тему проводится комплексная работа, в том числе и занятия по логоритмике, которые занимают особое место в коррекционной работе. На наших занятиях мы не только развиваем речь, но и развиваем коммуникативные навыки, инициативность поведения, быстроту реакции, учим соотносить движения с текстом, развиваем слух, ритм, темп, голосовой диапазон, вырабатывать воздушную струю. В ходе занятия проводятся эмоционально – волевые, креативные тренинги, игровая гимнастика, приемы кинестетики. Тематика занятий построена в соответствии с лексическими темами ДОУ. Надо отметить, что у всех детей, занятия логоритмикой вызывают массу положительных эмоций, дети становятся более раскрепощенными.

  


 

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков.

  Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь, у ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает его речь малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач учителя –логопеда.

Работа над каждым звуком включает в себя 3 этапа:

1.      Уточнение правильной артикуляции звука.

2.      Постановка звука.

3.      Автоматизация и дифференциация звуков.

На третьем этапе – ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ НЕОБХОДИМА! Скорость прохождения третьего этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по 5-15 минут. Автоматизировать — это значит ввести звук в слоги, слова, предложения и связную речь. Дома с ребенком занятия можно проводить не только сидя за столом, но и в повседневной жизни: на прогулке, по дороге домой или в детский сад и т. д. Проговаривая и повторяя поставленные звуки в словах и ненавязчиво исправляя, вы поможете ребенку быстрее добиться правильного произношения.  Работу по автоматизации звуков можно сравнить со спортом: результат напрямую зависит от тренировок, которые проводятся в системе.


 

Дети принимают участие в конкурсе #ВместеЯрче# с целью популизации энергосбережений ресурсов

     


 «ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»

    В летний период для  профилактики  и успешной коррекции речевых нарушений  мы в нашем детском саду № 13  обеспечиваем непрерывность процесса обучения и закрепления полученных знаний.

    Дети  в течение всего дня находятся в обогащённой речевой среде, развитие речи идёт постоянно. На групповых и логопедических занятиях, на прогулке и  развлечениях мы используем игры и упражнения на узнавание неречевых звуков:  «Кто тебя позвал», «Угадай игрушку по звучанию», «Игра с бумагой», «Занимательные баночки», «Послушаем звуки».

    Играя  с речевыми звуками, учимся различать высоту, силу и тембр голоса. Дети  с удовольствием играют в такие игры, как: «Далеко-близко», «Узнай по голосу», «Три медведя», «Животные и их детёныши» и т.д.

    Для закрепления  умения различать слова, близкие по звуковому составу, используем стихи в которых перепутались звуки, ищем чем отличается одно слово от другого или находим лишнее.

    Развитие слухового внимания и восприятия, воспроизведение  ритма ,закрепляем в игре, отхлопывая или отстукивая ритм.

    Для дифференциации  слогов и фонем используем  дидактические и речевые игры: «Телефон», «Слоговая цепочка», «Запомни и повтори», «Живые слоги», «Найди одинаковый звук», «Выбери правильно» и т.д..

В летний период  мы закрепляем    наработанный   с детьми материал за учебный год.

 

Уважаемые родители!

 

   Лето – пора отпусков, когда есть возможность уделить вашему ребенку больше времени.

-следите за поставленными звуками;

- добивайтесь правильного произношения (иначе проделанная работа за год может пойти насмарку).

-проговаривайте свои действия - тем самым вы развиваете и пополняете предметный и глагольный словарь.

-учите стихи (возьмите в привычку заучивать с ребенком по одному стиху в неделю. Это так же могут быть считалки, песенки. Выбирайте веселые и смешные, так ребенку будет интересно их запомнить).


 

  


 


 

 «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

 

"Учите ребенка каким - нибудь

неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету".

К. Д. Ушинский

  

Одной из задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. В своей работе по развитию речи мы используем мнемотехнику. Это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а ассоциативная память самая надёжная. Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения составлению рассказа пересказа, облегчает процесс заучивания стихов.

     Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобно работать через мнемодорожкиМнемодорожка несет информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

     Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

-развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

     Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

 

             


 

Необычное путешествие.

В первой половине ноября ребята подготовительной группы совершили необычное путешествие в «Древнюю страну звуков». Проводником в эту страну стала девочка ЯН, которая прислала ребятам письмо-пиктограмму на камне и волшебную веточку. Дети разгадали содержание письма и отправились в прошлое с помощью телепортации. Дети узнали, что древние люди общались с помощью звуков и не сразу начали говорить длинными словами. Слушая звуки леса и животных, они отгадывали, кто их издает, а потом сами пробовали изобразить звуками змею, комара, жука… Касаясь веточкой каждого предмета, дети протяжно называли его, учились слушать все звуки в слове и рисовали звуковую схему. С помощью языка жестов дети угадывали, какие действия надо выполнить, соединяли звуки и жесты. В конце путешествия ребята попрощались с девочкой ЯН и с помощью телепортации возвратились в детский сад с прекрасным настроением, новыми знаниями и умениями.

 Желаю успехов в совместной деятельности!

                                                         Учитель-логопед МКДОУ д/с № 13

        Тренина Ф.Н.

      


 

 

Развитие речевого дыхания у дошкольников

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем.

Особенности речевого дыхания у дошкольников

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:

  • Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз.
  • Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
  • Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
  • Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.

Существуют примерные нормы количества произносимых на выдохе слов, на которые можно ориентироваться при оценке речевого дыхания малыша:

Возраст ребенка

Количество слов на выдохе

2-3 года

2-3 слова

3-4 года

3-5 слов

4-6 лет

4-6 слов

6-7 лет

5-7 слов

Как правильно дышать?

Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:

·         Короткий вдох через нос;

·         Плавный выдох, воздух выходит через рот;

·         Выдох осуществляется до конца;

·         После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).

Развитие речевого дыхания тесно связано с функционированием физиологического дыхания.

Физиологическое дыхание

Речевое дыхание

Непроизвольное

Произвольное

Вдох – выдох - пауза

Вдох – пауза - выдох

Вдох и выдох осуществляется одним импульсом.

Вдох осуществляется одним импульсом, выдох – несколькими (в зависимости от содержания высказывания).

Только научившись правильно дышать ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:

1.       Формирование правильного выдоха;

2.       Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов).

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений

·         Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;

·         Все упражнения стоит выполнять до еды;

·         Одежда не должна сковывать движения малыша;

·         Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;

·         Вдох должен происходить через нос;

·         Выдох должен быть длинным и плавным;

·         Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;

·         Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.

Упражнения для развития силы и длительности выдоха

·         Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.

·         Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.

·         Лети, перышко! Пусть кроха подбросит перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.

·         Карандаши-спортсмены. На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.

·         Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.

  • Задуй свечи. Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения. Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно загадать желание.
  • Вертушка. Для формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка-вертушка. Дети обожают наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих стараний.
  • Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и будут очень полезны для развития его речевого дыхания.
  • Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.

Упражнения для отработки правильного произношения звуков и слогов

Чтобы научить малыша правильно произносить гласные и согласные звуки, слоги и звукосочетания, нужно тренировать их произнесение на одном выдохе. Предложите крохе спеть «песенки», имитирующие различные звуки:

·         «А-а-а!» - плачет малыш;

·         «У-у-у!» - летит самолет;

·         «Ы-ы-ы!» - гудит пароход;

·         «О-о-о» - вздыхает зайка;

·         «Ф-ф-ф» - сдувается шарик;

·         «Ш-ш-ш» - шипит змея;

·         «С-с-с» - работает насос;

·         «Би-би!» - сигналит машина;

·         «Ту-ту» - едет паровоз;

·         «Ля-ля-ля» - поёт кукла;

·         «Топ-топ-топ» - идет мишка;

·         «Кап-кап-кап» - какает дождь.

Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов.

 

Желаю успехов в совместной деятельности!

Учитель-логопед МКДОУ д/с № 13

Тренина Ф.Н.

    


                                  Нейрогимнастика для детей.

     Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека, но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью. Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.

 

   Человеческий мозг составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности: правое отвечает за действие левой половины тела и  регулирует координацию движений, восприятие пространства и креативное развитие; левое  отвечает за абстрактно-логическое мышление, за развитие логики, математических способностей и речи.

 

   Проведение нейрогимнастики дает следующие результаты:

 

·  получение необходимой энергии для обучения;

·  повышение работоспособности;

·  снижение утомляемости детей;

·  активизация мыслительной деятельности и развитие памяти;

·   развитие общей и мелкой моторики;

·  благоприятное влияние на процессы чтения и письма;

·  формирование внутренней уверенности в своих силах, особенно при публичных выступлениях (это очень важный момент, потому что ребенку в школе часто придется выступать перед классом с различными докладами).

 

   Проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.

Развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса. Дети дошкольного возраста учатся сидеть ровно, при этом не испытывая дискомфортных ощущений.

 

 

 

 Желаю успехов в совместной деятельности!

Учитель-логопед МКДОУ д/с № 13

Тренина Ф.Н.


 

Рекомендации для родителей

  Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

  Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина-би-би, кукля-ля-ля.

Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

  Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты, ой, ах, ух. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

  «Изображайте стихи» (пример: мишка косолапый по лесу идет, ребенок показывает мишку) Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

  Не говорите при ребенке о его отставании.

  Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

  Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много). Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «сорока-белобока».

  Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «Повтори» лучше применять различные игрушки, «Делай как я», « Как киса говорит?»

  Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.

              

 

 Желаю успехов в совместной деятельности!

                                                         Учитель-логопед МКДОУ д/с № 13

        Тренина Ф.Н.

 


Развитие понимания обращенной речи у неговорящих детей.

   В настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с тяжелым недоразвитием речи. Моя практическая работа в детском дошкольном учреждении только подтверждает то, что процент не говорящих детей, которые с трудом понимают обращенную к ним речь, детей, которые не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами, растет год от года.

  В нашем детском саду с такими детьми специалисты проводят коррекционную работу,но сделать ее более эффективной не возможно без помощи родителей.

  Для достижения успехов детей необходимо:

  1. Побудить реагировать на обращенную к нему речь.

  2. Научить  слушать речь говорящего.

  3. Научить выполнять простые поручения по словесной инструкции.

  4. Вызывать речевое подражание, при обязательном эмоциональном контакте.

  5. Накопить и расширить пассивный словарь .

  6. Обращаться  коротким предложением, производить действия несколько раз подряд, закрепляя повторением сказанного.

Предлагаю примеры игровых упражнений, которые можно проводить с детьми:

“Помоги мне”

  Взрослый: Принеси тарелку. Что ты принес? Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка. Что это? Это тарелка. И т.д. и т.п.

  Необходимо фиксировать внимание и добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию.

  Взрослый: Посмотри, где у меня рот? Где губы? Смотри: “Та-рел-ка”. Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!

  При выполнении упражнения хвалить ребенка обязательно, хотя он сразу корректного, правильного повторения не достигнет, но зато ребенок следил за тем как говорил взрослый.

 “Собираемся на прогулку”.

  Взрослый: Что мы достали? – Шубу. Что это такое? – Шуба. Что сейчас мы надели? – Шубу. Что мы достали? – Шапку. Что это такое? – Шапка. Что сейчас мы надели? – Шапку. И т.д.

« На прогулке»

  Взрослый: Посмотри, вот воробей. Давай покормим его крошками. Смотри он клюет крошки. Кто это? – Воробей. Что он делает? – Клюет.

  Или взрослый: Посмотри, листики падают, поднимает листик.

  Взрослый: Смотри, желтый листик. Что это? – Листик. Какого цвета? – Желтого.

  А после прогулки, можно показать картинку с осенними листьями.

“Умный пальчик”

  Взрослый  просит показать ребенка пальчиком предметы или игрушки. А на картинке с простым сюжетом изображение предметов и игрушек. Например: Где домик? Где машинка? Где солнышко? И т.д.

“Поручение”. 

1. Взрослый  просит принести куклу, посадить куклу, положить куклу спать и т.д.

2. Усложнение. Просит дать красную машинку или дать большую машинку и т.д.

3. Дальнейшее усложнение. Просит положить пирамидку в стол, положить пирамидку на стол, положить мяч в ящик, поставить машинку на стул

 

                                                                                        

Желаю успехов в совместной деятельности!

Учитель-логопед МКДОУ д/с № 13

Тренина Ф.Н.

 

 


                  

«Истоки способности и дарования детей – на кончиках пальцев.»

(И.А. Сухомлинский)

 

Рекомендации родителям по речевому развитию детей с ОВЗ

 

    Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим недоразвитием речи (ОНР). У детей с ОНР отмечаются неустойчивость внимания, снижение продуктивности запоминания, нарушения в двигательной сфере, недоразвитие мелкой моторики, имеются особенности в речевом дыхании

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка.

1. Развивайте мелкую моторику рук.

2. Выполняйте артикуляционную гимнастику

3. Развивайте речевое дыхание

4. Выполняйте рекомендации логопеда

1.Развитие мелкой моторики рук:

Учеными доказано, что тренировка движений пальцев рук является важным фактором развития речи ребенка и средством повышения работоспособности коры головного мозга. Речевое развитие детей рекомендуется стимулировать путем тренировки движений пальцев рук:

Выполняйте с детьми различные графические упражнения:

- «обведи узор»

- «продолжи узор»

- «дорисуй…»

Выполняйте с детьми следующие упражнения:

Перебираем крупы для развития мелкой моторики.

Нужно несколько глубоких посудин и насыпать в них разных круп: "пшено, рис и овёс". Ребенок, опуская по очереди в каждую посудину руку, перебирает, перемешивает, пересыпает и т.д.

Можно дать дошкольнику разные ёмкости "стаканчики, ведёрки или формочки для песка" и дать ему пересыпать с одной ёмкости в другую. Также можно давать переливать воду во время купания в ванной.

Шнуровки.

Шнуровки развивают внимание, глазомер, а также укрепляют пальцы всей длины рук. Это занятие имеет большое значение при подготовке к письму. Особенно такая тренировка полезна дошкольникам.

Застёжки.

Хорошо иметь специальный "тренажёр". Для этого нужно к куску плотной ткани пришить всевозможные застёжки: бантики, шнурки, пуговицы, липучки, пряжки, крючки, молнии и т.д. А потом показать малышу, как ими пользоваться.

Нанизывание.

Детям 4-5 лет можно дать очень интересное занятие: нанизывание бусинок, пуговичек и т.д. Дайте возможность ребенку сделать самые красивые бусы для мамы, браслет для бабушки. Такие занятия помогут развить глазомер и усидчивость, а также мелкую моторику.

Такие способы развития мелкой моторики рук помогут и в обучении дошкольников и в общем развитии ребенка.

 

     Желаю успехов в совместной еятельности!

Учитель-логопед МКДОУ д/с № 13

Тренина Ф.Н.

 


 

  Рекомендации родителям по речевому развитию детей с ОВЗ

 Выполняйте артикуляционную гимнастику:

 Упражнения для губ.

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

Чередование положений губ.

6. Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ.

1. « Покусывание» и «почесывание» сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

7. Уточка.

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек.

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки

 Статические упражнения для языка.

1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка.

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

 3. Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Лошадка.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

7. Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

8. Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

9. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

10. Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

1. Трусливый птенчик.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

3. Обезьяна.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

4. Сердитый лев.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

5. Силач.

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

 

                            Желаю успехов в совместной деятельности!

Учитель-логопед МКДОУ д/с № 13

Тренина Ф.Н.

 


 

  

Рекомендации родителям по речевому развитию детей с ОВЗ

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

 

1. Футбол.

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

 

2. Ветряная мельница.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

 

3. Снегопад.

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

 

4.Листопад.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

 

5. Бабочка

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

 

6.Кораблик

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

 

7.Одуванчик

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

 

8.Шторм в стакане

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

 

Техника выполнения упражнений:

 

• воздух набирать через нос.

• плечи не поднимать.

• выдох должен быть длительным и плавным.

• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

• нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

  Желаю успехов в совместной деятельности!

Учитель-логопед МКДОУ д/с № 13

Тренина Ф.Н.


 

 

 

Дата последнего обновления страницы 09.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения